Пятница, 18.08.2017
История Чечни
Меню сайта
Наш опрос
Оцените содержание нашего сайта?
Всего ответов: 222
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Восстания под руководством имама Мансура в 1785-1791 гг.

В целом Чечено-Ингушетия в ХVIII в. развивалась по тем же социально-экономическим законам, что и соседние народы. В описываемый период чеченцы были объединены в тейпы, представлявшие собой территориально-политические организации. Значительную роль в них играла сельская община. Малая семья выступала в качестве самостоятельной хозяйственной ячейки, что содействовало процессу становления у чеченцев и ингушей классового общества.

По мере того, как внутри чеченского общества складывались феодальные отношения, получили развитие и товарно-денежные отношения. У чеченской феодализирующейся знати возрос интерес к личному обогащению, наживе, к деньгам. Все это приводит, естественно, к усилению эксплуатации зависимого населения, а в конечном счете - к обострению классовой борьбы и массовым выступлениям чеченских крестьян против своих владельцев и старшин.

Ни в одном из уголков Северного Кавказа феодалы не чувствовали такой неуверенности своего положения, страха перед подвластными крестьянами, как в Чечне. В переписке с царскими властями князья и владельцы постоянно подчеркивали свою неспособность удерживать в повиновении подвластных горцев, просили помощи в борьбе с восставшими крестьянами или разрешения переселиться под защиту царских крепостей и укреплений Кавказской линии. Опасения местных владельцев за свою судьбу были вполне обоснованы. В это время произошло несколько крупных антифеодальных восстаний, в результате которых значительная часть феодалов была истреблена.

Вытеснение вайнахов с плодородных земель Терека

Вторая половина XVIII века стала новым этапом в русско-чеченских отношениях. С этого времени, с одной стороны, усиливается русская ориентация чеченцев, заинтересованных в расширении торговли, а с другой - активизируется политика царских властей на пути насильственного присоединения горских земель. С момента активного заселения гребенскими казаками левого берега Терека, плодородные земли которого до этого обрабатывались чеченцами, начинается борьба местного населения с русскими властями.

Силой изымая из владения чеченских обществ самые удобные для землепашества плодородные земли и лучшие плоскостные угодья и закрепляя их за казачеством, царские власти тем самым теснили жителей Чечни в глубь бесплодных горных хребтов.

Открываемые Российской империей на Кавказской линии специальные меновые дворы для регулирования торговли с горцами также использовались для проведения колониальной политики.

На противодействие чеченцев власти отвечали карательными экспедициями в чеченские селения, сожжением целых аулов, уничтожением посевов, запасов хлеба.

Таким образом, усиление колониальных мероприятий царизма и обострение внутренних классовых противоречий в горских обществах в конце XVIII века обусловили тот глубокий социальный протест, который вылился в мощное восстание в Чечне и на Северном Кавказе в 1785-1791 гг. под предводительством Ушурмы (шейха Мансура).

Биографические сведения о Мансуре

Родился Ушурма в 1760 г. в чеченском ауле Алды в бедной крестьянской семье. По свидетельству академика Н. Ф. Дубровина, "действительное имя его было Учерман, переделанное нами сначала в Ушурму, а потом в Мансура; впоследствии и сам Ушурма называл себя этим именем". С самых ранних лет Ушурме пришлось испытать нужду и тяжелый труд. "Будучи сыном бедных родителей, он не мог получить никакого образования и в молодости своей пас скот". Немного возмужав, он, по его словам, "упражнялся в земледелии". Но ни пастушество, ни тяжелый крестьянский труд не вывели Ушурму из бедности. Поэтому ему были очень близки и понятны заботы и чаяния горского крестьянства. Впоследствии, став признанным вождем горцев, Ушурма отличался удивительным бескорыстием: он раздавал бедноте тот скот и подарки, с которыми тянулись к нему со всех сторон многочисленные последователи.

Алдынский пастух (даже по словам царских историков) являлся незаурядной личностью и резко выделялся среди своих односельчан. "Одаренный природой гибким и проницательным умом" и "сильной волей", он являлся "прекрасным психологом и умел внушить глубокое доверие окружающим". Несмотря на то, что он "совершенно не знал грамоты", - все же "владел необыкновенным даром слова".

Роль исламской идеологии

Логика событий неумолимо вела горцев к объединению под единой идеологической оболочкой религии. Более широкие возможности для объединения представляла новая религия - ислам, общая для всех народов Северного Кавказа, за исключением части осетин. По данным официальных дореволюционных историков, "религиозный фанатизм был возбужден у чеченцев лишь в 1785 году, когда чеченец по имени Ушурма, прозванный за свою ученость и святость жизни шейхом Мансуром, сумел соединить национальную борьбу с религиозной". С этого времени начинается ожесточенная борьба с царской администрацией.

Впервые с публичными проповедями Мансур выступил в начале марта 1785 г. в своей деревне Алды.

Из религиозных проповедей имама выводились три основные направления его программы:

1. Возвращение к исламу чистому и аскетическому;

2. Борьба против адатов и введение убеждением или силой законов шариата;

3. "Священная война" (газават) ведется сначала против соблюдающих адаты, затем против "неверных" (иноверцев-горцев) и, наконец, против царя.

Крестьянская беднота, увидев под религиозной оболочкой выражение своих интересов, стремительно стала принимать учение Мансура. Феодалы же почувствовали в шариате, в том виде, в каком его трактовал Мансур, подрыв всех своих прав, смертельную угрозу собственному владычеству и стали цепляться за адаты.

Между тем, добившись определенных успехов в распространении ислама на равнинные села Чечни, завоевав авторитет и популярность среди народа, Мансур наметил поход в горы, где еще целые чеченские общества оставались под влиянием полуязыческих и полухристианских верований, а также в земли карабулаков, ингушей и осетин, в соседнюю Кумыкию, Дагестан и Кабарду, чтобы преодолеть сопротивление феодалов.

В донесениях царских агентов сообщалось о том, что Мансур во главе своего отряда с приближенными разъезжает по горным селам Чечни и насильственным образом приводит здешних жителей к мусульманской вере.

Достигнув определенного успеха на этом пути и завоевав нужный авторитет и популярность, Мансур невольно должен был перейти к решительным действиям, которые диктовались сложившейся обстановкой.

Притеснения со стороны местных старшин и феодалов, карательные экспедиции царских войск, распространившиеся к югу от Терека и с разных сторон вторгавшиеся в Чечню, Кумыкию и другие соседние земли, - все это возмущало горцев, толкало их на сопротивление колониальной экспансии царизма. В этих условиях религиозная проповедь Мансура сплачивала горцев, помогала им объединить свои разрозненные силы с тем, чтобы защитить свою землю и права.

В продолжении первой половины 1785 г. число сторонников Ушурмы (шейха Мансура) постепенно увеличивалось. Он быстро находит себе сторонников среди кумыков, а потом среди кабардинцев, дагестанцев и других народов. Уже с этих пор в своих ранних религиозных проповедях, желая удовлетворить страсти взбудораженных горцев, Мансур стал проповедовать необходимость войны с неверными (христианами), придавая ей значение богоугодного дела.

Первое крупное сражение повстанцев с царскими войсками

Царскими войсками были усилены наиболее важные укрепления и крепости, расположенные на Кавказской укрепленной линии. Среди прочих крепостей, укреплений и редутов, против которых восставшие горцы во главе с Мансуром торжественно объявили совершить поход, особую тревогу у царского командования вызывали Кизляр, Владикавказ, Григориполис и др. Одновременно генерал-поручиком П.С. Потемкиным была разослана прокламация в районы, на которые наиболее сильно влияли призывы имама Мансура, - в Чечню, Кумыкию (деревни Аксаевская и Андреевская). В прокламации содержалась просьба не верить новоявленному имаму и не следовать его учению.

Однако поступающие от русского командования с Линии сведения, рапорты и донесения, и в частности, от генерал-поручика М.Н. Леонтьева, указывали, что волнения со стороны восставших горцев не прекращаются, а напротив - усиливаются. Для их подавления князем Потемкиным предписано было специально отправить "в самое сборище Ушурмы лично известного" ему своими качествами полковника Пиери с вооруженным отрядом. Пиери должен был со своим отрядом под покровом ночи быстрым движением проникнуть в стан восставших горцев - с. Алды, взять живым их руководителя Мансура и доставить его в ставку царского командования. Отряд полковника Пиери состоял из Астраханского пехотного полка, батальона Кабардинского егерского полка и сотни казаков Терского войска.

6 июля в пятом часу утра отряд Пиери достиг р. Сунжи. Не доходя до леса, который вплотную подступал к р. Сунже, в двух верстах в вагенбурге (укрепление из повозок) был оставлен обоз и (для его прикрытия) 400 человек мушкетеров Астраханского полка с двумя пушками под командованием капитана Шуринова. Однако в то время, когда отряд Пиери подходил со стороны леса к р. Сунже, он был замечен жителями Амирхановой деревни, расположенной в трех верстах вниз по р. Сунже от с. Алды.

Вскоре отряд Пиери, который состоял из гренадеров Астраханского полка, перейдя Сунжу, имея 2 пушки, первым двинулся вперед и, выйдя из леса, остановился в полуверсте от селения Алды на ровной поляне. Отряд капитана Михалевского, который двигался вслед за отрядом Пиери, очень скоро вышел к деревне Алды с левой стороны от леса. Здесь отряды Михалевского и Пиери, соединившись вместе, стали на ровной поляне недалеко от селения Алды. Еще раньше, когда его отряд только начал выходить из леса, Пиери лично приказал стрелять из пушек.

В этот же день между 10 и 11 часами утра отряд Пиери в сопровождении проводника из алдынской деревни, отбивая атаки восставших чеченцев, обошел деревню и пришел к дому, в котором, как указывал проводник, жил Ушурма. В доме Мансура не нашли, но зато было найдено его знамя и убит знаменосец. Жители с. Алды все выбрались из села: алдынцы вместе с Мансуром ушли в близлежащий лес и, обогнув поляну, вышли как раз к той узкой дороге через лес, по которой пришел отряд Пиери в с. Алды. Таким образом, алдынцами был перекрыт обратный путь царским войскам.

Царскими властями было приказано первым зажечь дом Ушурмы, а затем и всю деревню, состоящую из 400 дворов. После сожжения деревни отряд Пиери вышел на противоположную сторону села и остановился. Расположившись здесь в две линии, отряд стал пополнять свои боеприпасы. Были обнаружены первые убитые и раненые солдаты. Исследователь М.Я. Корольков писал, что родной аул Мансура, подожженный с четырех сторон, был взят и разграблен царскими войсками. Не ожидавшие нападения жители аула бежали в горы. Мансур лишился всего: его сакля была сравнена с землей, сам он и его семья едва успели спастись. Все дружественное отношение к русским пропало, и шейх поклялся именем пророка, что отомстит. Отныне Мансур, встав во главе горцев, объявил священную войну - газават.

Как только отряд Пиери дошел до леса и углубился в него, началось настоящее сражение между алдынцами, жителями близлежащих сел и войсками Пиери. Горцев было много. Отряд Пиери попал в окружение и под перекрестным огнем наседавших на него со всех сторон горцев, ценою больших потерь продолжал пробиваться к переправе через р. Сунжу. Среди отступавших началась паника. Не успел отряд Пиери пройти через лес и полверсты, как пришло сообщение, что большая часть солдат, идущая позади колонны с пушкой и замыкающая ее, перебита. После безуспешной попытки отбить у горцев захваченную ими пушку капитан Казин вышел вперед колонны и стал защищать переднюю пушку от безудержного натиска алдынцев. Однако и здесь капитана Казина ждала неудача: лошади, которые везли ящики со снарядами и тащили вторую пушку, были перебиты. Солдатам приходилось одновременно и защищаться от восставших, и нести на себе ящики со снарядами, и тянуть пушку. В это время полковник Пиери получил смертельное ранение.

Теперь алдынцы уже не чувствовали серьезного сопротивления со стороны царских войск. Отряд Пиери нес большие потери: он состоял уже из небольшого числа солдат и офицеров. Не имея патронов, оставшиеся в живых егери и гренадеры в паническом страхе перед численно превосходящими силами восставших стали спешно отступать к переправе.

Таким образом, оставшаяся небольшая часть отряда Пиери, потеряв при отходе от деревни Алды своего командира и многих офицеров, оставив на пути огромное число убитых и раненых, с большим трудом и огромными потерями пришла к переправе. Достигнув р. Сунжи, солдаты в панике бросились в ее воды и спешно стали переправляться на другой берег. Преследовавшие их горцы стреляли уже по переходящим реку вброд царским воинам. Много солдат из отряда Пиери погибло при переходе р. Сунжи. В народе ходила молва, будто бы Сунжа после битвы восставших с отрядом Пиери была сплошь покрыта фуражками убитых царских солдат.

Царские войска, впервые проникшие в предгорья Чечни, потерпели поражение. Отряд Пиери, насчитывавший более трех тысяч солдат и офицеров, лишился тринадцати офицеров и семисот сорока человек нижних чинов. Были убиты пять человек высших офицеров, в том числе сам руководитель экспедиции - полковник Николай Пиери. Из общего числа войск 162 человека были взяты восставшими в плен, а затем в разное время выкуплены царскими властями. Всего же в этой экспедиции царское командование потеряло 1506 человек убитыми.

Позже восставшие возвратили царским войскам обе пушки.

В числе спасшихся оказался унтер-офицер, князь Петр Иванович Багратион. В данном походе 20-летний Петр Багратион был адъютантом Пиери. Он и до того дважды участвовал вместе с ним в военных экспедициях на территорию Чечни в 1783 году. О сражении под с. Алды, о своем пленении и возвращении позже горцами царским властям Петр Багратион рассказал исследователю истории Кавказа, академику П.Г. Буткову. Впоследствии князь Багратион стал генералом-от-инфантерии, прославился в Отечественной войне 1812 г. как талантливый полководец и умер от ран, полученных в Бородинском сражении.

Что касается потерь со стороны восставших горцев в бою под Алды, то, согласно рапорту генерал-поручика Леонтьева на имя генерал-поручика П.С. Потемкина от 12 июля 1785 г., более трехсот человек было убито, в числе которых - родной брат Мансура и около сорока человек знатных чеченцев.

Тем не менее победа восставших в бою с царскими войсками должна была сыграть огромную роль в деле подъема начавшейся антифеодальной и антиколониальной борьбы горцев Северного Кавказа и поднять авторитет руководителя этой борьбы - имама Мансура.

Попытка взятия Кизляра

Кизляр, одна из старейших крепостей Кавказа, имел большое стратегическое и экономическое значение. Он являлся связующим звеном между Северным Кавказом, Дагестаном, Закавказьем и Россией. Кизляр занимал важное положение на Кавказской линии, так как через него проходил путь, связывающий Линию с Астраханью. "Кизляр, с одной стороны, - отмечает Б.В. Скитский, - являлся главной цитаделью русского могущества на Северном Кавказе: здесь размещались ближайшие к горцам представители русской власти. С другой же стороны, он представлял из себя центр экономической связи и зависимости горских народов от русских властей".

Видимо, этой ролью Кизляра объясняются упорные и настойчивые попытки восставших во главе с Мансуром в течение двух лет (1785-1786 гг.) овладеть им. Кроме того, взятием Кизляра Мансур надеялся разорвать всякую связь с Астраханью и тем самым обессилить могущество царизма на Кавказе.

Торопясь развить военный успех, обретенный в результате победы над войсками отряда Пиери 6 июля 1785 года на р. Сунже, восставшие горцы во главе с Мансуром начали наступление на крепость Кизляр. Для штурма крепости и ее захвата был создан специальный отряд.

15 июля 1785 года восставшие горцы в количестве 5 тысяч человек во главе с Мансуром подошли к Кизляру и попытались штурмом овладеть крепостью. Однако оказалось, что она достаточно сильно защищена: имеет много орудий и укреплена со всех сторон. Кроме того, вокруг крепости созданы были оборонительные сооружения. Горцы, не располагавшие пушками и не знавшие искусства обращения с ними, естественно, сразу же были отбиты мощным огнем крепостных пушек и ружей солдат. Мансур вынужден был спешно отойти назад. Тем не менее царские власти были крайне встревожены столь быстрой и неожиданной атакой восставших.

После безуспешной попытки овладеть Кизляром Мансур, не раздумывая, переносит военные действия на каргинский редут, расположенный в 5 верстах от Кизляра. Весь гарнизон каргинского редута состоял из одного обер-офицера и небольшого числа рядовых солдат. Несмотря на то, что гарнизон отчаянно сопротивлялся, горцам удалось овладеть укреплением. От случившегося во время перестрелки между горцами и защитниками каргинского редута пожара загорелись находившиеся рядом строения. Огонь очень быстро достиг порохового погреба, и укрепление вместе с его защитниками взлетело на воздух.

Из-за неудачной попытки овладеть Кизляром Ушурма вынужден был возвратиться в свое родное село. В отряде Мансура при нападении на Кизляр принимали участие в основном жители чеченских деревень и часть жителей кумыкских деревень - Андреевской и Аксаевской.

Мансур торжествовал новую победу (сожжение каргинского редута на подступах к Кизляру и захват четырех пушек) и стал уверять своих соотечественников и всех последователей, что крепость Кизляр должна также пасть к ногам правоверных мусульман. Жители Кизляра пришли в смятение.

Приносимые агентами из горских селений известия говорили о том, что Мансур собирается, еще более увеличив войска за счет новых повстанческих отрядов, предпринять второй поход на Кизляр.

Командовавший войсками на Кавказской линии генерал-поручик Леонтьев сразу же отправился в Кизляр, чтобы еще более усилить его войсками и принять дальнейшие меры к защите. Бригадиру Апраксину было приказано со своим отрядом следовать к р. Малке, чтобы не позволить простым кабардинцам соединиться с восставшими чеченцами, а подполковника Вреде генерал Леонтьев отправил с батальоном мушкетеров на усиление крепости Григориполис.

Социальная база восставших

Движение горцев началось на всей протяженности Кавказской линии - от Кубани до Терека. Те незначительные успехи, которых добился отряд Мансура на подступах к Кизляру (уничтожение каргинского редута), способствовали тому, что горцы еще активнее стали уходить от своих владельцев и старшин.

За религиозными лозунгами Мансура отчетливо слышались антиколониальные воззвания, направленные против царского правительства, призывы к активной борьбе с существующим строем, эксплуатирующими классами, чего, конечно, не могли не видеть и не понимать обездоленные массы.

В лагерь Мансура приходили и уздени от некоторых кумыкских деревень. Так, владельцы Андреевской и Аксаевской деревень Темир Хамзин и Ханца Алиев доносили: "Наши подвластные уздени и черный народ лжепророку обещают с каждой мечети отдать по два человека". А аксаевский владелец Адиль Алибеков сообщал к тому же, что аксаевские и андреевские уздени от них ушли и присоединились к имаму Мансуру.

Уздени испытывали также тяжелый гнет со стороны своих владельцев, что вынуждало их подчас поднимать восстание против господ, а иногда даже уходить от них в российские пределы. К этим последним мерам борьбы со своими владельцами часто прибегали кабардинские уздени.

Однако ядро движения Мансура составляли, конечно, не уздени, а "черный народ", беднейшая часть горского населения. В лагерь Мансура спешили обездоленные горцы, которые жаждали освобождения от своих владельцев и старшин. Сам Мансур, вождь восставших горцев, также принадлежал к этой социальной категории. Об этом просто и убедительно заявил он сам на допросе, устроенном ему в Тайной экспедиции после пленения.

Мансура поддерживали также некоторые князья и феодалы, которые с усилением влияния России на Северном Кавказе боялись потерять свое господство в общественном положении и феодальные привилегии, враждуя с Россией из-за того, что в ее пределы уходили зависимые крестьяне.

Поход восставших против укрепления Григориполис и второй поход на Кизляр

29 июля 1785 г. Мансур с отрядом чеченцев и кумыков, при поддержке князя Малой Кабарды Дола и знатного узденя Берда Хапцуга с подвластными им жителями предпринял поход против укрепления Григориполис, расположенного в 42 верстах от крепости Моздок. Однако осада укрепления закончилась неудачей для восставших.

Одновременно в Кабарде и в закубанских районах ширились волнения среди горцев. Постоянно поддерживая контакты с восставшими чеченцами и дагестанцами и получая письма от Мансура, многие кабардинские и черкесские племена продают свой скот и закупают оружие и лошадей, готовясь примкнуть к повстанцам.

Несмотря на ряд военных неудач, горцы предприняли 19-21 августа 1785 г. вторичный поход на Кизляр. Однако и на этот раз попытки восставших овладеть крепостью не увенчались успехом.

В октябре 1785 г. восставшие, численностью около 6 тысяч человек чеченцев и дагестанцев, переносят боевые действия на территорию Кабарды. А уже 30 октября 1785 г. в ущелье между григориполисским укреплением и Малой Кабардой произошло новое сражение с царскими войсками. Сражение закончилось без определенных результатов.

Как мы видим, с июня по ноябрь-декабрь 1785 г. почти весь Северный Кавказ - от Терека до Кубани - был охвачен восстанием. К движению присоединились кумыки, ногайцы, кабардинцы, казикумухи из Дагестана и другие.

Военные неудачи повстанцев и поражение восстания

В 1786-1787 гг. Мансур продолжал активизировать свою деятельность среди чеченцев и соседних им народов. Он сформировал новые повстанческие отряды. В аулах, охваченных восстанием, Мансур попытался произвести реорганизацию в формировании повстанческих отрядов, комплектовании боевых единиц и снабжении их материальными ресурсами: каждая деревня должна была выставить по 10 человек для войска имама, а для его материального обеспечения местное население было обложено особой податью. Организационно повстанческие отряды были разбиты на десятки; во главе каждой десятки должен был стоять тамада.

В этот период не происходит каких-либо больших выступлений крестьянских масс. Военные действия восставших были неудачными. Князья и феодалы Кабарды и Дагестана стали покидать Мансура. На сторону царских властей перешли даже наиболее близкие сподвижники имама - князь Али-Солтан и Чепалов Хаджи-Муртазали. Отход от повстанческой деятельности представителей знати был вполне закономерным явлением. То, что Мансур не разгадал, да и не мог разгадать классовые цели примкнувших к нему феодалов, нанесло большой вред всему народному движению. Стихийный порыв масс не был должным образом поддержан и организован. Крестьяне "выдохлись" и стали отходить от своего руководителя. Мансуру пришлось создавать себе новую базу за Кубанью, среди черкесских народов.

Как известно, после начала второй Русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Турция искала себе союзников в борьбе с Россией среди князей и владельцев Дагестана, Кабарды и Адыгеи. Этого же добивалась она и от имама Мансура еще в начале движения горцев. Однако Мансур отклонил предложение анапского паши о сотрудничестве с турками против России. В 1785-1787 гг. Мансур во главе восставших горцев действовал самостоятельно и отдельно от турецких войск. Движение горцев началось также без какой-либо помощи Османской империи. Находясь за Кубанью, Мансур руководил двумя значительными военными сражениями.

20-22 сентября 1787 г. во главе сильной группы адыгейских племен и ногайцев Мансур трижды атаковал позиции царских войск между реками Урупом и Лабой, но был оттеснен. Через месяц, в октябре 1787 г., на реках Урупе и Кяфаре Мансур во главе закубанских народов дал новое сражение русским войскам, но потерпел поражение.

Горцы Западного и Восточного Кавказа, получая письма от имама Мансура, соединялись небольшими партиями и совершали нападения на форпосты царских войск.

В середине 1790 г. Мансур вернулся в Чечню и сразу же приступил к мобилизации горцев для нападения на Кизляр. Однако попытки Мансура вновь поднять восстание в Чечне и Дагестане не имели успеха. Это вынудило его осенью 1790 г. уйти в Анапу. Отсюда он, как и прежде, обращался с письмами к народам Кавказа, призывал их к активным действиям. Однако это были его последние воззвания к горцам.

В июне 1791 г. царские войска овладели Анапой. Взятый в плен Мансур как бунтовщик был отправлен в Петербург, где допрашивался в Тайной экспедиции. Он был приговорен к пожизненному заключению в Шлиссельбургской крепости "за возбуждение народов гор против России и причинение большого ущерба Империи". Умер Мансур там же, 13 апреля 1794 г.

Историческое значение движения горцев во главе с Мансуром

Движение горцев 1785-1791 гг. было первым опытом организации кавказских народов для общей борьбы против местной феодальной верхушки и царизма. Мансуру удалось привлечь под свои знамена различные народы Северного Кавказа, хотя на практике объединить горцев было очень трудно без соответствующей длительной подготовки.

В силу объективных причин, в борьбе горцев определенную роль сыграла религия. Отмечая роль ислама в консолидации сил горцев, необходимо отметить, что религиозная идеология затемняла политические цели восставших, была определенным тормозом для расширения лагеря восставших.

Как и всякое крупное выступление, движение горцев конца ХVIII в., которое, безусловно, имело прогрессивное значение, неизбежно должно было оставить глубокий след в жизни народов Кавказа. Движение Мансура было отчасти направлено против непрекращающихся феодальных и княжеских междоусобиц, тормозивших развитие Чечни и соседних с ней районов.

Значение движения Мансура следует рассматривать не только по его результатам, но и в связи с несомненным обострением классовой борьбы крестьянских масс в крае.

Совместная борьба горцев способствовала их сближению, сплочению и росту самосознания. Это восстание в интересах антифеодальных мотивов неизбежно было направлено и против таких явлений, как родовые пережитки - адаты, племенная замкнутость, остатки феодального сепаратизма. Борьба горцев во главе с Мансуром содействовала формированию в Чечне и Ингушетии своей народности. Заслуга движения горцев и в том, что оно явилось толчком к ускорению процесса объединения различных горских обществ на пути к формированию вайнахского этноса.

Движение Мансура напоминало вспышку пламени, быстро погашенного мощными усилиями царских войск. И все же оно в течение нескольких лет возбуждало горцев против царизма.

А предводитель восставших - имам Мансур - надолго остался в памяти кавказских народов как национальный герой. В истории вайнахского народа XVIII века нет другой такой яркой личности, которая пользовалась бы большей популярностью, чем имам Мансур.

Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz