Данную территорию занимали родственные по языку и культуре общества вайнахов, которые к началу XVIII в. разветвляются на чеченцев (нохчий), ингушей (гиалгиай). Небольшое число вайнахов проживало в горной Грузии (тушинцы - бацой) и в феодальных владениях на территории современного Северного Дагестана (аккинцы).
В XVI-XVIII вв. происходили значительные изменения в размещении коренного населения вайнахов. Во-первых, возникали новые аулы близ развалин старых городищ и поселений на берегах рек, впадающих в Сунжу, Терек, на склонах Качкалыковского хребта. Во-вторых, в конце XVII - начале XVIII вв. ингуши и чеченцы теснят кабардинских князей, претендовавших на земли в районе течения реки Камбилеевки и левобережья Сунжи в верхнем течении. Во второй половине XVIII в. образуются чеченские аулы по правому берегу Терека.
Самые многочисленные из вайнахов - чеченцы - занимали земли от р. Акташ на востоке до долины реки Ассы на западе; по левобережью р. Фортанги и в долине Сунжи располагалась вайнахская этническая группа карабулаков; ингуши заселяли верховья Ассы, Терека и берега Камбилеевки.
Во второй половине XVI в. в районе слияния Сунжи с Тереком появляется небольшое число русских казаков, к началу XVIII в. их станицы уже основательно укрепились по левому берегу Терека. К казакам переселялись и вайнахи, бежавшие из-за кровной мести из своих аулов. В середине XVII в. близ устья Сунжи основывается Брагунское феодальное владение с тюркоязычным населением - ныне аул Брагуны Гудермесского района ЧИР. В бурунных степях за Тереком к XVII в. кочевали ногайцы.
Данные о численности вайнахов в XVI-XVIII вв. разноречивы. Более полны сведения, относящиеся к XVIII веку, в которых говорится, что в Чечне проживало 120 тыс. чел., в Карабулаке - не менее 6 тыс., в Ингушетии - около 20 тыс. жителей. По тем временам вайнахи составляли одну из крупнейших этнических групп на Северном Кавказе.
Хозяйственные занятия чеченцев и ингушей в XVI-XVIII вв.
Земледелие и скотоводство являлись в XVI-XVIII вв. основными отраслями хозяйства вайнахских народов. В равнинных и предгорных районах благоприятные природные условия позволяли получать высокие урожаи. Если в XVI-XVII вв. вайнахи выращивали главным образом ячмень, просо и пшеницу, то в XVIII в. - еще и кукурузу, овес, рожь, рис, коноплю и т.д.
В горной и равнинной зонах использовалось искусственное орошение земель с помощью довольно сложных ирригационных сооружений. Земледелие в горах было более ограниченным, чем на равнине, из-за отсутствия удобных земель. Горцы были вынуждены создавать здесь искусственные поля - террасы. Для этого они на крошечные ровные площадки горных склонов приносили землю, которую поднимали вверх в корзинах. Такие участки земли были очень дороги и, по образному выражению современников, порой не превышали "размеров бурки".
Для посева и ухода за урожаем использовались различные типы плугов - "нох" (куда запрягали быков и лошадей), борона - "мекха", молотили хлеб специальными досками и катками - "балба". К ручным орудиям относились несколько типов заступа - "бел", мотыги - "аьсти", специальные ножи для садоводческих работ.
Хлебное зерно перемалывалось на многочисленных водяных мельницах - "хьер", сохранялись и ручные мельницы - "кахьар".
Садовые культуры были представлены разнообразными сортами яблок, груш, слив, персиков, орехов и т.д. Возделывались также виноград, бахчевые культуры (дыни, арбузы).
К XVIII в. наблюдается районирование в выращивании отдельных зерновых и садоводческих культур. В равнинной зоне земледелие давало товарные излишки, шедшие на продажу в горы и за пределы края (еще в начале XVII в. русские гарнизоны покупали хлеб у горских соседей), а в XVIII в. вывоз зерна и фруктов из Чечни и Ингушетии принял довольно постоянный характер.
Скотоводство у вайнахов было представлено разведением крупного рогатого скота (коров, быков), а также овцеводством и коневодством. Еще в XVI в. вайнахи снабжали лошадьми русские посольства в Грузии.
Разведение скота преобладало в горах, где было мало пахотной земли, но много пастбищ. Животноводческую продукцию (сыр, масло, шерсть, кожи) горцы обменивали равнинным жителям на хлеб и ремесленные изделия.
Продукция животноводства шла частично на продажу и использовалась в качестве готовых изделий: из шерсти, кожи, рогов изготовлялись сукна, бурки, войлочные ковры, обувь, конская сбруя, рукоятки для холодного оружия и т.д.
К числу традиционных занятий вайнахов относилось и пчеловодство. Появились и новые отрасли, например шелководство и мареноводство (марена - корень, из которого изготавливали краситель).
Ремесла в XVI-XVIII вв. были представлены такими видами производства, как кузнечное, оружейное, суконно-войлочное, деревообрабатывающее, строительное, гончарное и др. Особенно большое распространение получили отрасли, связанные с обработкой шерсти и кожи, металла (в особенности - оружейное дело). Изготовлялись ружья, пистолеты, шашки, кинжалы, кольчуги, щиты и т. д. Большим спросом пользовались чеченские шашки, которые воспевались даже в казачьих песнях. Широко использовались орудия труда - мотыги, серпы, ножи, топоры и т.д.
Оружейники, кузнецы и ювелиры Чечено-Ингушетии знали приемы кузнечной сварки и закаливания, травления металла кислотами, литья в формах, вытягивания проволоки. В то же время немало оружия, тканей, украшений, посуды и прочего поступало из Крыма, Турции, Дагестана и России.
Широко использовались лесные богатства. В русские крепости по Тереку сплавлялся строительный лес в плотах. Изготовлялись домашняя утварь, детали домов, улья, доски, арбы, колеса. Аробные колеса и бочарные доски широко сбывались в русские поселения, где на них был постоянный спрос. Часть изделий уже в XVI-XVII вв. изготовлялась на ручном и водяном токарных станках.
Высокого расцвета в XVI-XVIII вв. достигло каменное строительство, особенно в западной части Чечено-Ингушетии. Имели место добыча и использование в хозяйстве полезных ископаемых. Для выработки пороха горцы использовали природную серу и выпаривали селитру.
Наиболее распространенный характер имела добыча нефти из природных и искусственных колодцев близ селений Алды, Беной, на Качкалыковском и Терско-Сунженском хребтах. Нефть использовалась для лечения кожных болезней, для смазки колес (арбы, телеги) и для освещения. Сотни бочек нефти отправлялись на продажу, главным образом на русские рынки.
В целом на территории современных Чечни и Ингушетии в указанное время преобладало натуральное хозяйство, когда производимая продукция потреблялась главным образом самими производителями. Разделение отдельных отраслей хозяйства на товарной основе еще не произошло. Однако рыночные отношения постепенно проникали в хозяйство горцев-вайнахов, о чем свидетельствует активное развитие торговли. Вайнахи вели торговлю (главным образом меновую) с горскими соседями, с Грузией, с Россией и странами Востока - Ираном, Турцией и Крымом. Как и другие горцы Северного Кавказа, вайнахи вывозили зерно, фрукты, скот, меха, воск, шелк-сырец, лес, нефть, холодное оружие, сукна, бурки, войлоки и ковры. Завозились главным образом готовые ткани, пряности, оружие, сахар, краски, металл (сталь, железо, серебро, медь), посуда, галантерея. Особое значение для вайнахов имела торговля с Россией, откуда шла основная доля импортных товаров.
Социальный строй
В целом социальная иерархия вайнахов в XVI-XVIII вв. была сложной. Здесь шел процесс зарождения феодальных отношений. В юридическом отношении все коренные вайнахи являлись свободными людьми и называли себя "уздени" (то есть благородные, независимые). Они пользовались всеми гражданскими правами. Зависимая часть населения - холопы, ясыри, "работные люди", вольноотпущенники - формировались главным образов из пленных и их потомков.
Вайнахские княжества в XVI-XVIII вв.
В то же время в XVI-XVIII вв. имелась титулованная аристократия, но не во всех районах, а главным образом на равнине. Так, к группе "эли" (князья) относилась, например, фамилия Окоцких - Ушурма, Ших, Батай и др., имевшие дружину, своих вассалов-узденей - "лучших" и "задворных", то есть живущих у двора князя. Они правили как самостоятельные правители ("Окоцкая земля").
В Дарьяльском ущелье в XVI в. находились владения вайнахского феодала Салтан-мурзы. В середине XVII в. в низовьях Аргуна с центром в Чечен-ауле возникло княжество мурз Турловых - выходцев из Гумбета (Дагестан), приглашенных чеченцами для того, чтобы они взяли на себя управление.
Некоторые знатные чеченские фамилии вызвались было управлять ими, но чеченцы отвергли их предложения из опасения утратить под аристократической властью сородичей независимость и сделаться жертвою несправедливых действий со стороны элий (князей).
Между аулами возникали поземельные споры, оканчивавшиеся нередко кровопролитием. Это заставило чеченцев искать над собою власти чуждого, но единоверного им владетеля.
Очеченившаяся княжеская фамилия Турловых к XVIII в. разделилась на несколько ветвей. На уделы распалось и само Чеченское феодальное владение. Князья имели в чеченских аулах выделенные им обществом участки земли, для обработки которых и для домашних нужд содержались холопы. Верхушка местного населения входила в число княжеских дворян (узденей, вассалов князя). Однако власть Турловых в Чечне была далеко не равнозначна власти дагестанских или кабардинских князей. Чеченцы слушались их неохотно, зачастую убивали или изгоняли со своих земель.
Масса свободного крестьянского населения именовала себя узденями и считалась равноправной, но она была неоднородной в социальном отношении. В XVIII в. в их среде называют "лучших", "начальных" людей. В XVIII в. верхушка узденства имела значительное количество земли, скота и пыталась эксплуатировать беднейшую часть узденства и холопов. Большое влияние имели старшины чечено-ингушских аулов, избираемые из богатых семейств. Порой эта общественная должность становилась наследственной.
В XVI-XVIII вв. вырос и новый слой социальной верхушки - мусульманское духовенство. Муллы и кадии распоряжались зякетом (десятина с доходов), получали различные подношения. Мечети имели собственные земли и скот - "вакуф". Усиливалась и торговая прослойка из местного купечества - "совдегар".
Масса среднего узденства распоряжалась основной частью земель и сенокосов на правах частной собственности. Эту землю крестьянин мог продать, подарить, передать по наследству. Общинная или аульная собственность касалась только пастбищ и лесов, окружавших данный аул. Рядовые общинники, потеряв по разным причинам землю, порой уходили на свободные земли по Тереку и Сунже, отправлялись на заработки в Кизляр и Моздок.
Общественно-политическое устройство в XVIII в.
В XVIII в. общественно-политическое устройство представляло собой следующую картину: в предгорно-равнинной полосе Чечни располагались общество Качкалык (Гиачалакха), часть аулов которого призывала для управления аксайских князей; Брагунское княжество; крупное Чеченское владение (находилось под управлением князей Турловых); Герменчик, Шали (оба селения в середине XVIII в. короткое время считались подвластными князю Девлет-Гирею Черкасскому, которого пригласили сами чеченцы); Гехи и др. В конце XVIII в. по левому берегу Терека вырастает цепь чеченских аулов, в которых по преимуществу правили княжеские фамилии.
Горную Чечню составляли общества Аьккхи, Маьлхи, Майста, Нашха, Пешхой, Чаьнти, Шатой, Чебарлой и др.
К самостоятельности стремились крупные карабулакские общества Цечой, Мержой и Орстхой. С середины XVIII в. значительная часть карабулакских селений признавала какое-то время главным правителем эндерийского князя Муртазали-Хаджи. Он почти не вмешивался в их внутренние дела, а только представлял интересы карабулаков перед царскими властями на Тереке.
В Ингушетии выделялись объединения горных аулов Джейрах, Цори, Галгай, Фяппи; на равнине сформировалось общество Ангушт. Некоторые равнинные ингушские аулы порой признавали сюзеренитет кабардинских княжеств.
Вайнахские общества были неравнозначны по количеству аулов и населению, по размерам занимаемой территории и по уровню своего социально-экономического развития.
В аульной общине каждое кровнородственное объединение (мелкое - семья, более крупное, состоящее из нескольких или ряда семейств, - "гар", "некъе", "тайпа") имело своих старших представителей, вместе составлявших аульный совет. Главные вопросы жизни села решались на общих сходах, в которых принимало участие все мужское население, начиная с 15-летнего возраста. Женщины были лишены права голоса.
"Тайп" не был родоплеменной организацией, а являлся как бы своеобразным землячеством выходцев из разных горных аулов на плоскости. Вместе с тем "тайпы" превращались в своеобразные объединения феодального типа, имевшие свою организацию.
Отдельные аулы входили в территориальные объединения с другими, создавая таким образом так называемые "вольные общества", складывавшиеся в границах ущелья, плоскогорья или речных долин. Совет общества решал вопросы войны и мира, взаимоотношений с соседями, установления новых законов и т.д. Этим установлениям подчинялись все, независимо от того, князь он или последний холоп.
В XVI-XVIII вв. известны случаи, когда собирался совет представителей всей страны - "мехк-кхел" - для решения вопросов, касающихся судеб народа.
Возрастает роль духовенства в общественных делах, особенно в XVIII в. (муллы, кадии, хаджи). Оно стремилось к смене обычного права - адата - сводом мусульманских законов - шариатом.
На собраниях любого уровня верх одерживали представители богатых и сильных фамилий, перед волей которых склоняли голову даже князья. В условиях существования отдельных обществ в Чечено-Ингушетии князья выступали зачастую главами общества и аульных общин. Вместе с тем они имели в аулах своих владений право суда и штрафа, небольшую дружину, узденей-вассалов. Из них выделялись "главные" и "ближние" уздени типа управителей при княжеской особе. Таким образом, налицо была (хотя и слабая) княжеская администрация.
"Вольные" общества и княжеские аулы у вайнахов в XVI-XVIII вв. оставались суверенными (то есть независимыми друг от друга) в политическом отношении. Однако именно в этот период стала усиленно нарастать национальная консолидация. Политическая самостоятельность общин и обществ объяснялась своеобразием типа хозяйства, натуральным способом производства, когда каждая община удовлетворяла свои потребности, не обращаясь к соседям. С развитием товарно-денежных отношений в крае происходили разложение феодального общества, усиление взаимосвязей отдельных районов.
Социальные столкновения в XVIII в.
Русские беглые крестьяне и казаки сотнями бежали за Терек. В конце XVII - начале XVIII в. они создавали здесь укрепленные лагеря, вместе с горцами Дагестана и Чечни совершали смелые нападения на царские укрепления. Так называемые "воровские" казаки вместе с горцами совершали даже морские экспедиции по Каспию, где грабили царские суда.
В 1708 г. чеченцы, ногайцы, кумыки и русские беглые казаки взяли штурмом Терскую крепость. Восстание возглавлял башкир Мурат. Двинув на Терек многотысячные отряды из Астрахани, царские воеводы подавили это движение. Мурат был взят раненым в плен и казнен.
В 1732 г. документы сообщают о сборе под Чечен-аулом до 10 тысяч вооруженных горцев. Повстанцами был убит чеченский князь Казбулат и разгромлен царский отряд полковника Коха.
В 1753-1755 гг. был вынужден уйти из селения Герменчик князь Девлет-Гирей Черкасский из-за ссоры с населением общества, которое в свое время само пригласило его для правления.
Одним из самых крупных было восстание 1757-1758 гг. Руководители восстания, центром которого опять стал Чечен-аул, рассылали повсюду "возмутительные письма", призывая горцев вооружиться для борьбы с наступлением царизма на горские земли. К ним стали стягиваться также отряды из многих обществ Дагестана. Поводом к восстанию послужило недовольство равнинных чеченцев феодальными междоусобицами горских князей.
Эта борьба быстро приобрела антиколониальный характер. Народные собрания в чеченских аулах заявляли, что казачьи атаманы, царские генералы и "их-де чеченские владельцы народу неприятели". Это и понятно, если вспомнить, что царская Россия была в дружбе прежде всего с князьями и богатыми чеченцами и пыталась помочь им деньгами, военными силами, чтобы через них заполучить политический контроль над всем краем.
В 1758 г. генерал Фрауендорф двинул в Чечню войска в числе 5-6 тыс. человек. 22 апреля царские силы после короткого штурма заняли ущелье Хан-Кала и хлынули на Чеченскую равнину, но безрезультатно: аулы были пусты. Не достигнув практически никакого успеха, Фрауендорф был вынужден вернуться в Кизляр, открыто признав, что восставшие "в покорение не пришли".